Новое время бросает новые вызовы градостроителям. Развитие Москвы при плановой экономике и стихийное разрастание в 90-х привели мегаполис к большим транспортным и инфраструктурным проблемам. Для их решения понадобились комплексный подход, точный расчет и политическая воля, которая позволила запустить серию мегапроектов по обновлению столицы. Часть из них уже завершена, а часть еще в работе, например, программа реновации жилья и строительство Большой кольцевой линии метро. Что делается, как оценить успешность столичных инициатив, рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
– С чего началась программа реновации в Москве?
– Гигантская программа реновации, которую мы приняли в 2017 году и сейчас активно воплощаем в жизнь, на сегодняшний день самая масштабная в мире. Никто еще в таких объемах подобных проектов не реализовывал. Так что Москва показывает пример не только всей стране, но и миру. Напомню, что речь идет об улучшении жилищных условий примерно одного миллиона москвичей, требуется расселить более 5 тыс. домов (это свыше 350 тыс. квартир), и все это надо выполнить за сравнительно небольшой срок – 15 лет. К тому же мы делаем все возможное для того, чтобы сделать это быстрее. Не будет лишним еще раз подчеркнуть, что программа абсолютно социальная, ведь все расходы город берет на себя.
– Почему вдруг понадобились такие глобальные изменения, затрагивающие весь мегаполис?
– Они понадобились далеко не вдруг. Разумеется, такая программа не могла возникнуть на пустом месте. Были причины, и очень серьезные. В первую очередь ее инициировали сами москвичи – жители хрущевок. Напомню, что к 2017 году, когда принималась программа, в Москве уже в течение 18 лет реализовывалась прежняя программа сноса пятиэтажек, предусматривавшая снос и расселение 1722 домов общей площадью 6,3 млн кв. метров. Но в тот перечень вошли далеко не все дома старых серий. Поэтому мэр Москвы Сергей Собянин принял решение пойти по пути максимального учета интересов москвичей, а именно – сделать так, чтобы предоставить людям новое жилье, не вырывая их из привычной среды обитания.
– А если гражданин не хочет участвовать в программе?
– Принципиальная позиция мэра: дать возможность людям самим решать путем голосования, принимать участие в такой программе или нет. В итоге вступить в нее пожелали жители более чем 5 тыс. домов. Это неудивительно. Во-первых, москвичи получают квартиры большей площади, а соответственно, большей стоимости и лучшего качества, с гарантированной отделкой уровня комфорт. Во-вторых, сами дома – современные, с улучшенными характеристиками, с лифтом, мусоропроводом, системами видеонаблюдения, энергоэффективные, приспособленные для маломобильных граждан. Я уже не говорю об обустройстве придомовой территории, озеленении, наличии необходимой инфраструктуры в шаговой доступности. То есть это качественно новая городская среда.
– Вы однажды сказали, что программа реновации – это не расселение ветхого жилья, а создание нового качества жизни. Что значит это качество?
– Новое качество жизни создается не только в рамках реализации одной-единственной программы – на это направлены и другие ключевые столичные градостроительные проекты: развитие новой Москвы, реновация промзон, обустройство прибрежных территорий Москвы-реки, новая жизнь территорий вокруг МЦК и т.д. Причем хотел бы обратить внимание на то, что все эти программы друг с другом тесно увязаны. Недвижимость в рамках реализации этих проектов мы строим максимально близко к транспортным узлам, чтобы увеличить коэффициент пешеходной доступности. А значит, повышается и привлекательность таких территорий для инвесторов, которые будут охотно вкладываться в проекты. Фактически программа реновации жилья, промзон и другие стали мощным драйвером развития всей экономики города.
Напомню, что мэр изначально поставил задачу не просто улучшить жилищные условия москвичей, не просто застраивать промзоны или ту же новую Москву жильем, а комплексно развивать территории, создавая качественно новую городскую среду, а по сути – формируя другой образ жизни. Это во времена СССР заводы располагались в промзонах, а жилье – в спальных районах, и горожане ехали из дома на работу и обратно, пересекая полгорода, тратя уйму времени и сил. А сегодня мир идет по пути комплексного развития городов, и Москва не стала исключением. 15 лет – на столько расчитана программа реновации жилья.
– Как можно оценить эффективность комплексной застройки? Как вы поймете, что программа удалась?
– Комплексная застройка – это когда жилье, социальная и транспортная инфраструктура, рабочие места – все в шаговой доступности. Это наиболее эффективное использование и территорий, и транспортной системы. Если нам удастся добиться того, что 10% москвичей будут работать рядом с домом, это станет настоящим прорывом. А градостроительной победой считается, когда в пешеходной доступности от жилья работают 30% горожан.
– На что еще обращается внимание в кварталах реновации?
– На обновление улично-дорожной сети, благоустройство и озеленение. Будут разбиты новые парки и аллеи, благоустроены дворы, где найдется место и детским, и спортивным площадкам, и цветочным клумбам, и прогулочным дорожкам со скамеечками, фонарями. Сама архитектура сооружений – и жилых домов, и школ, и садиков, и других объектов – будет радовать глаз: она не серая и безликая, как многочисленные панельные «коробки» образца 60–80-х годов прошлого века, а яркая, привлекательная, функциональная.
МОСКОВСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Подробнее: https://stroi.mos.ru/interviews/inviestitsii-v-komfortnyi-ghorod?from=cl
|