Четверг, 02.05.2024, 14:48

  БРЯНСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ




Категории раздела
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Апрель 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Главная » 2023 » Апрель » 14 » Красивые необычные храмы Петербурга
23:09
Красивые необычные храмы Петербурга

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает их, нежели вызывает восторг. Ну и правда - тяжело сравнивать великолепие доходных домов с аскетичностью современных "стекляшек"!

Однако, есть и среди современных построек выдающиеся творения архитектуры. И подавляющая их часть относится к религиозной архитектуре: а всё потому что архитектура храмов плотно связана с традицией и религиозными канонами, а потому современные архитекторы чаще всего строят церкви с уважительным отношением к зодчеству дореволюционного периода.

Вашему вниманию  самые необычные  храмы Петербурга, возведеные в промежутке между 1995-2010 годами

Церковь Успения пресвятой Богородицы

Дата постройки: 1996-1999
Адрес: Малоохтинский проспект, 52
Архитектор: Груздев, Романовский

Один из первых храмов, появившихся в Петербурге после "Перестройки", стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведённая на месте утерянного в советское время кладбища на Малой Охте. Этот храм принято также называть "блокадным", потому что строили его в память о жертвах блокады Ленинграда (собственно, церковь построена на месте, где в годы блокады захоронили умерших петербуржцев).

Церковь построена по уникальному проекту, созданному архитекторами Феликсом Романовским и Юрием Груздевым: первый известен как своими реставрационными и градостроительными работами (Феликс Карлович занимался реставрацией Дворцовой площади, а также организовывал пешеходную зону на Малой Конюшенной улице и в Соляном переулке), так и самостоятельными проектами (памятник "Царь-плотник" на Адмиралтейской набережной), второй - жилищным строительством. Однако оба архитектора никогда до этого не работали над проектами храмов, но церковь Успения на Охте получилась у них отлично: храм выполнен в стилистике древнерусской церкви!

Церковь имеет крестообразный план, каждая из её сторон выделена элегантными закомарами, а в центре композиции помещен барабан, увенчанный золоченным куполом. По своей композиции храм на Малой Охте походит на памятник Владимиро-Суздальской архитектурной школы (храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире), коей он, по всей видимости, и был вдохновлён.

 

Особенно любопытно храм смотрится вместе с соседней "стекляшкой" - офисным зданием банка "Санкт-Петербурга", именуемого в народе "чайником". Не всем нравится эта постройка, но думаю никто не будет спорить, что отражения церкви Успения в стеклянном фасаде дома-чайника выглядит просто прекрасно: как на фотографиях, так и в жизни!

Причём благодаря этому отражению здание церкви хорошо просматривается и со стороны набережной, и даже с Большеохтинского моста - и это несмотря на то, что храм находится внутри квартала, а не на набережной Невы!

Отмечу, что сам храм выглядит скромно - видна дань уважению древнерусской архитектуре! Впрочем, именно так и должна выглядеть церковь, построенная в память о такой жуткой трагедии, как блокада Ленинграда! Однако в самом облике храма скорбь не отражается - о ней здесь напоминают памятники, расположенные на территории церковного комплекса - они посвящены не только блокаде, но и другим трагичным событиям из истории нашей страны. Особенно выразителен памятник, посвящённый детям, погибшим в Беслане - на нём изображена мать, держащая на своих руках дитя - невероятно грустный образ!

 

Церковь святого Иоанна Кронштадтского

Дата постройки: 1999-2002
Адрес: проспект Стачек, 180, площадь Стачек, 2, Ленинский проспект, 114
Архитектор: Князев

Следующий герой моего рассказа находится на пересечении двух крупных магистралей на юго-западе города: проспекта Стачек и Ленинского проспекта. При этом данный храм выглядит крайне необычно - его плавные, текучие формы отсылают нас скорее не к древней архитектуре, а к лучшим образцам неорусского стиля 20 века - здесь видна попытка архитектора изобразить синтез древней архитектуры и модерна!

 

Причём необычный выбор стиля связан, наиболее вероятно, с предпочтениями автора проекта, архитектора Ивана Князева: он является автором нескольких современных особняков, построенных в стилистике дореволюционного модерна. И, на мой взгляд, работы Князева - прекрасный пример того, как можно в наше время переосмыслить стиль модерн, создав здание, не похожее на старинную постройку, но отсылающее к архитектуре прошлых лет!

И церковь Святого Иоанна Кронштадского вполне соответствует описанному выше: здание целиком составлено из плавных изгибов, аналогичных приёмам лучших авторов неорусского стиля - Алексея Щусева (Марфо-Мариинская обитель в Москве), Дмитрия Крыжановского (церковь Знамения на Тверской улице в Петербурге), Андрея Аплаксина (церковь Петра Митрополита на Днепропетровской улице в Петербурге).

А особенно примечательна скромная луковичная главка, вырастающая из пульсирующих объёмов основания церкви: при этом она держится на тоненьком барабане, что ещё больше усиливает контраст объёмного низа и "лёгкой" верхушки храма!

В наши дни на фоне храма Иоанна Кроншдатского вовсю идёт стройка новой, куда более крупной церкви, которая, к сожалению, "поглотит" своими масштабами куда более камерную и интересную старую церковь. Впрочем, новое здание тоже выстроено в неорусском стиле - таким образом, в спальном районе на юге Санкт-Петербурге постепенно формируется целый ансамбль хорошей, современной (пускай и ретроспективной) архитектуры!

 

Церковь святого Первоверховного апостола церковь

Дата постройки: 2005-2010
Адрес: улица Подвойского, 11
Архитектор: Лебедев, Коротченков

Завершаю свою подборку интересных храмов Петербурга я церковью, не похожей ни на один другой храм нашего города: вертикально ориентированный облик церкви, особенно выделяющийся благодаря своей высокой стройной колокольни, устремлённой в небеса на высоту 60 метров, и богато украшенной несколькими рядами кокошников. Это здание - претендент на звание самого оригинального здания Петербурга в неорусском стиле!

При строительстве храма в Весёлом посёлке архитектор Лебедев опирался на основной принцип неорусского стиля, заложенный ещё до революции: архитектура должна основываться на исторических образцах, но традицию стоит нарушать настолько, насколько это могут позволить технологии. То есть, здания в неорусском стиле - это переосмысление архитектуры прошлого: фантазия на тему того, какой могли бы построить церковь в древней Руси, если бы в распоряжении зодчих тех лет оказались современные технологии. И храм на Искровском проспекте именно так и выглядит: своими очертаниями и мелкими деталями он очень похож на старинный русский храм, однако его общая композиция (включая высотную колокольню) обладает явными признаками архитектуры 21 века!

Любопытно, что автор проекта храма, архитектор Андрей Лебедев родом из Пскова - города, в котором сохранилось так много памятников старинного русского зодчества! В родном городе он занимался реставрацией старинных храмов, а после переезда в Северную столицу, основным родом его деятельности стало переосмысление опыта прошлого для создания новых, современных церквей, одной из которых и стал храм в Весёлом посёлке!

Современные архитекторы всё-таки справляются со своей задачей и создают интересные архитектурные проекты - причём делают это с трепетным отношением к опыту прошлого (а в культовой архитектуре по другому и нельзя), но при этом не зацикливаются на воссоздании копий сооружений прошлых лет, а дополняют свои работы новаторскими идеями и смыслами!

https://dzen.ru/a/YY6fARuK4TKXapzF

Индустриальный турист

Просмотров: 125 | Добавил: elena-elf | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]