Автор Илья Варламов
Любой разговор об отказе от использования личного автомобиля в большом городе обязательно заканчивается истериками особо нежных читателей: "У МЕНЯ ЖЕ СУМКИ!!!" – или: "У МЕНЯ ЖЕ ДЕТИ!!!" (вероятно, между детьми и тяжёлыми сумками есть какая-то связь). Они имеют в виду, что, если парковать автомобиль за пределами двора, до подъезда придётся идти лишние 200 метров.
Но гораздо хуже, что в условиях наших городов появление ребёнка в семье автоматически означает появление машины. Ситуация, когда ребёнок есть, а автомобиля нет, почти неминуемо вызывает осуждение со стороны родственников, соседей, коллег и случайных прохожих.
"А как ребёнок будет до школы добираться? О чём они только думали!"
"Нарожали, а у самих денег даже на тачку нет!"
"Какого хрена она лезет в трамвай со своей коляской?! Купи машину и катайся!"
Кстати, похожая обстановка в американской субурбии. Общественного транспорта там нет, школьные автобусы ходят не везде. Каждая семья практически обязана иметь машину, а то и две. Автомобиль нужен, чтобы отвезти куда-то ребёнка, чтобы самому попасть на работу, чтобы добраться до магазина – даже чтобы сдать бельё в прачечную! Без машины ты в американском пригороде просто не выживешь.
И российские города в этом плане всё больше напоминают субурбию. Из 25-этажного микрорайона практически невозможно выбраться без машины. Отпускать детей одних в школу или даже во двор опасно: удобного и безопасного общественного транспорта не существует, двора как такового часто тоже просто нет. Зато есть поля парковок и лихачи на маршрутках.
А если ребёнок совсем маленький, и маме с коляской понадобилось добраться до центра города, то это целая эпопея. Как влезть в автобус? Как спуститься в пешеходный переход? Как из него подняться? Где найти тротуар? Как преодолеть все эти ямы и бордюры? Где оставить коляску, если тебе надо зайти в магазин или поликлинику?
Нет, правда! Русские мамы могли бы участвовать в марш-бросках с полной выкладкой и соревнованиях по пауэрлифтингу.
Города России остаются ужасно несправедливыми к маломобильным людям (мамы с колясками тоже к ним относятся), да и к пешеходам в целом. Автомобилист у нас – царь и бог, а все остальные – люди второго сорта. Воюя за расширение дорог и бесплатные парковки, сражаясь против светофоров и пешеходных переходов, захватывая себе дворы и газоны, водители забывают, что сами становятся пешеходами, как только покидают свою машину. Не говоря уже о том, что автомобилем в наших городах постоянно пользуются самое большее треть жителей. Но психология водителя такова, что он готов жертвовать комфортом и безопасностью большинства ради собственного удобства.
Сегодня ситуация ужасная, но это не значит, что надо с ней смириться и требовать каждому ребёнку по машине. Надо требовать достойный общественный транспорт, комфортную городскую среду и безопасный город. Для всех.
Я получил письмо от Елены из Будапешта. Она рассказала, как ей живётся в столице Венгрии с ребёнком, но без машины.
"У меня есть что сказать по многим темам, которые вы освещаете, но пока я хочу затронуть одну – проблему личного транспорта и парковок в городах.
Я живу в Будапеште уже больше 6 лет. Как здесь обстоят дела с парковками? В центре парковка исключительно платная. Если проживаешь в центре и хочешь парковать авто рядом с домом – нужно выкупать парковочное место. В новых ЖК нужно также покупать место на парковке или в подземном гараже. Только в панельных районах советской постройки можно пока парковаться бесплатно, но и то не во всех. На периферии организованы перехватывающие парковки. В центре есть такая фигня: заcтройка плотная, стена к стене. Сносят дом, но по какой-то причине на его месте ничего не строят. Зато на этом пустыре появляется почасовая парковка.
У меня машины никогда не было, нет даже прав. Пользуюсь исключительно общественным транспортом и в ус не дую.
А теперь об отношении некоторых к ситуации.
Коллега. Венгерка, вместе работаем. Без машины жизни не представляет, но... Наш офис находится в центре, из-за чего коллега не может добираться до работы на машине каждый день. Конечно же, стоимость парковки в гараже здания примерно равна её дневному заработку. У коллеги часто пригорает по этому поводу: "Ну почему же я не могу ездить на работу на машине?"
Когда у меня родился ребёнок, коллега насела на меня основательно: "Вам обязательно нужна машина! С ребёнком и без машины невозможно! Вот мой когда был маленьким – посадила и поехала, а бедные мамочки с коляской в транспорте..." Честно, с коляской, конечно, появляются определенные трудности. Не вся городская среда в Будапеште безбарьерная. Низкопольных автобусов и трамваев большинство, но не 100%.
Метро так и вообще недоступно: лифты есть только на самой новой ветке М4, которая идёт из ниоткуда в никуда. При поездках в центр города приходится звать подмогу. Хотя эти поездки случаются пару раз в месяц, и на такие случаи можно разориться на такси ("Убер" в Венгрии запрещён).
Несмотря на всё это, в повседневной жизни я не чувствую каких-то ограничений, которые заставили бы меня бежать срочно покупать авто. Коллега же остаётся непреклонной и использует машину при всех поездках, кроме работы.
Мой муж. Работает на другом конце города, машины и прав так же, как и у меня, нет. Добирается городским транспортом с пересадкой на поезд. На дорогу до работы у него уходит около 40 минут. Если же его подвозит с работы коллега, то дорога занимает минимум час (если нет пробок). Мужу также часто приходится ездить по городу. Каких-то проблем, связанных с этим, у него не возникает. В отличие от коллег, которые "опять застрял в пробке, буду позже".
Недавно мы отдыхали в городе Дьёр, расположенном у австрийской границы. Благодаря этому многие жители ездят на заработки в Австрию. Наша хозяйка из Airbnb оказалась из таких. "В Вене так мало парковок, они такие дорогие! Ужас!" На общественном транспорте она последний раз ездила, когда училась в школе. Как же можно без машины с тремя детьми? А ездить в Вену? Совершенно невозможно! Но парковки дорогие, да.
При этом поездом до Вены – от силы час, при наличии трёх детей скидка на билет 90%. Ну и общественный транспорт в Вене тоже неплохой, даже станции метро оборудованы лифтами. Опять же, мы уже достаточно много путешествовали с малышом в поездах. Сел и поехал. Надо покормить – покормили. Руки помыть, переодеть – пожалуйста, туалет. Голова болит только по поводу того, как затащить коляску по ступеням в поезд (если не низкопольный) и переходы-тоннели, которые тоже пока не безбарьерные. Поезд идёт по расписанию, а вот какая ситуация на шоссе – поди угадай!
Вот такая вот загогулина... Я, конечно, понимаю, что это даже не социальный срез, просто пара моих личных наблюдений, но, по-моему, они весьма показательны. Пересев на личное авто, человек считает всех "безлошадных" людьми второго сорта. По крайней мере, неполноценными, в чем-то ущемлёнными, и не представляет своей собственной жизни без машины. Что в России, что в этих ваших европах. Человеку бесполезно объяснять причину "платности" парковок и их ограниченное количество. "Мне надо, я без машины никак! У меня контрабас и дедушка-ветеран". Только здесь, скрипя зубами, соглашаются с правилами игры и платят. В России же пока народ непривычный и оттого злой".
Елена сетует на очевидные проблемы. Метро остаётся недоступным для многих пассажиров, хотя претендует на то, чтобы стать главным видом общественного транспорта. Не весь наземный транспорт низкопольный, в большинство переходов невозможно спокойно спуститься с коляской. Но это Будапешт, который намного комфортнее для жизни, чем среднестатистический российский город. Поэтому покупать машину Елена пока не спешит.
У нас же сама среда толкает людей к покупке машины. Машина – вторая квартира, в которой можно спрятать ребёнка (и спрятаться самому) от опасного и агрессивного города...
Я много раз говорил, что город должен быть удобным для всех, а не только для молодых, здоровых и богатых. Не надо требовать от ваших соседей или случайных попутчиков, чтобы они купили ребёнку машину. Требуйте от властей удобную и безопасную городскую среду.
https://varlamov.ru/3193477.html |